Новости

Школа права на тему «Мир глазами детей с аутизмом»

4 апреля 2018 года организована встреча студентов специальностей: Коррекционная педагогика в начальном образовании, Преподавание в начальных классах, Дошкольное образование с руководителем центра коррекции аутизма «Новые горизонты» Натальей Юрьевной Ситовой на тему «Мир глазами детей с аутизмом». Цель — привлечь внимание студентов к проблеме аутизма, дать представление о заболевании.

Необычные дети. Они не смотрят в глаза и при попытке наладить контакт возникает вопрос — «может они нас и не видят вовсе?» Монотонный голос и однообразные движения пугают и удивляют. По данным статистики, с каждым годом во всем мире число аутистов увеличивается. В США это расстройство имеет каждый 88-й ребенок, в Южной Корее каждый 38-й. В России такая статистика отсутствует. Согласно данным Всемирной организации аутизма за 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Странности в поведении ребенка могут отмечаться через пару месяцев после рождения, но все проявления сугубо индивидуальны. Диагноз «аутизм» ставят только в 1,5 года. Люди с подобным диагнозом все очень разные: кто-то совершит научные открытия, а кто-то даже и не овладеет чтением. Но какими бы они ни были, эти люди могут открыть себя настоящего, если постараться и научиться с ними общаться.

Звук человеческой речи и другие звуки для них одинаковы. Мозг людей, у которых есть подобное расстройство, слишком активен. Реальность воспринимается искаженно. Мозг не может соединить и правильно обработать всю информацию, которая поступает из вне. Человек видит и понимает все фрагментами. Поэтому они не реагируют на свое имя, когда их зовут, но вздрогнут, если разбилась чашка.

Все ощущения аутистов не связаны друг с другом. При помощи наших органов чувств мы полноценно живем и общаемся. Мы друг друга понимаем и ориентируемся в пространстве. У ребенка с аутизмом эти данные похожи на игру тетрис — информация просто падает «фигурками», наслаиваясь, но никак не взаимодействуя между собой. Любой громкий звук пугает их, ломает все «фигурки» и вводит в панику. Подобная аномалия является причиной крика детей в раннем возрасте. В этот панический момент у ребенка возникает острое желание найти привычное и спокойное для них состояние — раскачивание или похлопывание руками. Монотонные движения успокаивают их и дают ощущение спокойствия.

Таким детям очень нужна правильное воспитание и поддержка специалистов. Нельзя предугадать кем станет ребенок в будущем, но практически у каждого ребенка можно найти ту самую особенность, которая поможет ему в жизни. С каждым годом, благодаря научным исследованиям, становится все больше возможностей найти нужный инструмент для взаимодействия с ребенком, который имеет диагноз «аутизм».

Маленький ребенок, увидев первый раз лающую собаку, первым делом смотрит на свою маму — какая будет у нее реакция. Она испугается? Заплачет? Улыбнется? Ребенок учится эмоциям у своего окружения, в первую очередь — у своей мамы. Далее он может сам определить эти эмоции и дать им название. Аутисты лишены такой возможности. Из-за особенности мышления, они видят только часть эмоций и не могут определить их. Обычные дети уже к трехлетнему возрасту начинают понимать, что чувствует другой человек, и благодаря этому начинается полноценное общение, но у аутистов нет шанса.

Данное расстройство является врожденным нарушением психики. Им нельзя заразиться, но от него нет лекарства. Достаточно долго в научном мире считалось, что плохое обращение с детьми — жестокость и насилие могут привести к аутизму. Еще одним вариантом появления расстройства считали вакцинацию. Но эти теории не подтвердились. Сейчас основными причинами считают сбой в генетическом коде и проблемы в нейронных связях мозга. Так же по статистике, в группу риска попадают и недоношенные дети, с весом менее двух кг.

Аутистам, даже с высоким уровнем интеллекта, все равно сложно воспринимать других людей. Они не понимают шуток, сравнений, метафор, все слова для них конкретны. Если аутисту сказать «когда рак на горе свистнет», то он будет буквально себе представлять свистящего рака. Такое восприятие информации очень затрудняет обучение.

Чужие эмоции для аутистов недоступны. Так же и передать свои чувства им крайне сложно, поэтому неуверенность в себе их постоянный спутник. Они могут сказать благодарность очень агрессивно или поздороваться со злостью. Хотя не испытывает ни агрессию, ни гнев в этот момент. Жизнь в обществе для них очень трудна и сравнима с блужданием по темному лесу без дороги. Некоторые аутисты заучивают реакции — как надо себя вести в какой-то определенный момент. Они тратят много энергии для того, чтобы научиться жить в обществе. Хоть как-то адаптироваться под окружающую действительность. В пример можно привести молодую женщину с расстройством, которая не может смотреть в глаза собеседнику, но приучила себя смотреть на точку между глаз.

 

Социально – психологическая служба