Новости

ВНЕДРЕНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Практическая подготовка — одно из основных направлений профессионального становления будущих специалистов, которая организуется с целью закрепления и углубления знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений и навыков практической работы по изучаемой специальности. Перспективы развития профессионального образования находятся в прямой зависимости от спроса выпускников профессиональных учебных заведений.

Обновление технического и технологического парка современной промышленности требует совершенствования системы подготовки профессиональных кадров. В этом отношении важное место в настоящее время уделяется системе дуального образования.

Дуальное обучение предполагает совмещение теоретической и практической подготовки, при котором в учебном заведении студент должен овладеть основами профессиональной деятельности (теоретическая часть), а практическая часть подготовки проходит непосредственно на рабочих местах. В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. Важнейший компонент — наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

Цели дуального обучения:

— уменьшение разрыва между теорией и практикой, повышение мотивации получения знаний и приобретения практического опыта работы и дальнейшего трудоустройства;

— внедрение в учебный процесс новых техноло­гий обучения;

— обеспечение профессиональной подготовки студентов в колледже на требуемом рынком труда уровне.

В настоящее время в колледже уже применяются элементы дуального обучения в ходе подготовки студентов, но существует объективная необходимость его дальнейшего развития.

Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в колледже (общепрофессиональный цикл дисциплин), студенты выполняют практические и лабораторные занятия междисциплинарных курсов на оборудовании социальных партнеров, а при проведении производственных практик ходят на работу на конкретное предприятие, где приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах.

Опыт внедрения дуального обучения в регионах России показывает преимущества для всех участников проекта:

Преимущества для работодателя:

— подготовка кадров под конкретные технологические процессы;

— повышение производительности и качества услуг и продукции;

— сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии;

— снижение затрат на дополнительное обучение;

— повышение престижа рабочих профессий.

Преимущества для колледжа:

— повышение качества профессионального образования;

-повышение престижа и конкурентоспособности, увеличение количества абитуриентов;

— развитие материально-технической базы;

— высокий процент трудоустроенных выпускников.

Преимущества для будущих специалистов:

— учеба в реальных рабочих условиях на производстве;

— осознанное овладение профессиональными компетенциями;

— оплата труда в период прохождения производственной практики за достигнутый результат (возможность получения стипендии и зарплаты);

— гарантированное трудоустройство.

Работодателям экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста. Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.

Для студентов дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой профессиональной жизни. Учась дуально, студент, во-первых, получает среднее профессиональное образование; во-вторых, получает реальный опыт на производстве; в-третьих, имеет шанс получить постоянную работу сразу по окончании учебного заведения на том предприятии, где он трудился.

На этапе реализации дуальное обучение студентов 2-4 курсов реализуется посредством проведения практических и лабораторных занятий по МДК на базе работодателя и реализации программ учебной и производственной практики.

Опираясь на опыт регионов, внедривших дуальную систему обучения при разработке МДК, необходимо руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями — набором навыков и умений.

Развитие дуального обучения в колледже предполагается на базе социальных партнеров МАДОУ д/с №7; МАДОУ д/с №73; МАДОУ д/с №79; МАДОУ д/с №100; МАДОУ д/с №118 города Тюмения; ООО «А-Мастер», клуб детского творчества им. А.М. Кижеватова.

Таким образом, по дуальной системе обучения студенты получают более глубокие знания по выбранной специальности, осознанное овладение общими и профессиональными компетенциями, приобретают практический опыт на конкретных рабочих местах, что повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда и гарантирует трудоустройство.