-->

Образование и педагогические науки

Заведующий отделением по укрупненной группе специальностей Образование и педагогические науки:

Светлана Федоровна Рашевская

44.02.03 ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО),44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Школьное отделение – старейшее в Тюменском педагогическом колледже. История подготовки учителей начальных классов берёт своё начало с 1921 года. В это время открывается педагогический техникум, который готовит работников для школ Ι ступени. В далеком 1921 году, так же как и сейчас, были молодые люди, мечтавшие о профессии учителя. Они с воодушевлением впитывали знания, которые передавали другим уже во время учебы – студенты активно участвовали в ликвидации безграмотности.

С 1949 года в педагогическом училище можно было получить специальности «Учитель начальных классов», «Учитель начальных классов, старший пионерский вожатый».

В послевоенные годы профессия учителя особо была востребованной, молоденькие учительницы с воодушевлением отправлялись воспитывать ребят для новой мирной жизни. Студентки 60-70-х жили одной дружной семьей: ходили на демонстрации, участвовали в субботниках, высаживали деревья. В восьмидесятые с агитбригадой ездили по деревням и селам, рассказывая об истории училища и, конечно, «о самой лучшей на Земле профессии – УЧИТЕЛЬ».

Конец ХХ века внёс большие перемены – училище стало колледжем, уровень образования изменился, началась работа по двухступенчатой подготовке учителей начальных классов в сотрудничестве с ВУЗами. Кроме основной профессии, студенты получают специализацию по математике, иностранному языку, изобразительному искусству, художественному труду. Жизнь не стоит на месте, и в 2001 году на школьном отделении открываются новые специальности: «Математика», «Русский язык и литература», «Иностранный язык». Наши выпускники шагнули из начальной школы в среднее звено, эти специалисты были чрезвычайно востребованы на рынке труда. Но вскоре, в 2007 году названные специальности были исключены из среднего профессионального образования.

Стремление коллектива отделения к постоянному развитию, совершенствованию, позволило в 2010 году открыть новую специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Коррекционная педагогика в начальном образовании – востребованная в начальной школе специальность. Многие дети с нарушениями в развитии находятся изолированными от общества. В результате для полноценной интеграции в образовательный процесс им необходима помощь специалистов данного профиля. Помимо знакомства с педагогикой и детской психологией, студенты изучают множество практических дисциплин. Они получают навыки проведения физкультминуток, развития мелкой моторики кисти и пальцев рук, развития каллиграфии и артикуляционной моторики. Будущие коррекционные педагоги узнают, как повысить у ребенка зрительное восприятие и узнавание, память и внимание, сформировать обобщенные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине), пространственные представления и ориентацию.

В 2014 году был сделан первый выпуск студентов, получивших квалификацию: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. В 2017 году на отделении было подготовлено 149 специалистов, из них 43 выпускника получили диплом с отличием.

Яркой страницей студенческой жизни была и остается педагогическая практика. Это, конечно, первые уроки, творческие дела, летняя практика в детских оздоровительных центрах и преддипломная практика, где студенты становятся настоящими учителями!

В 2017-2018 учебном году на школьном отделении обучается 297 студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, из них 32 будущих учителя начальных классов занимаются по заочной форме обучения по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

В настоящее время на отделении ведётся подготовка не только будущих специалистов в области начального образования, но и организуются курсы повышения квалификации учителей по программе «Образовательная робототехника в начальной школе», подготовки тьюторов для детей с ограниченными возможностями здоровья «Организация тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ начальной школы и инклюзивного обучения», курсы профессиональной переподготовки «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

В 2001 году произведен первый набор по специальности Педагогика дополнительного образования.

Квалификация: педагог дополнительного образования (в области технического творчества).

Образовательная робототехника – относительно новое и активно развивающееся направление в подготовке специалистов. Причины роста популярности этой прикладной науки продиктованы временем: внедрение систем с числовым программным управлением на производстве, распространение «умных» устройств, оснащение датчиками и микроконтроллерами помещений и автомобилей – во всех этих процессах, в том или ином виде, задействованы роботы. Следовательно, образовательная робототехника является важным элементом и средством работы образовательных учреждений по развитию творческих способностей детей и обеспечению формирования у них технического и инженерного мышления.

Опыт внедрения робототехники образовательными учреждениями города Тюмени и юга Тюменской области показал, что образовательная робототехника как многоуровневая непрерывная образовательная система находится на начальном этапе развития. Для успешного функционирования данной системы необходимо: наличие компетентных педагогических кадров, методическое сопровождение, осуществление преемственности на всех уровнях образования. Своё постижение азов образовательной робототехники студенты начинают с лего-конструирования (первое слово в термине из латинского языка, переводится как «я собрал», что отражает главную идею конструкторов LEGO) — универсальная методика развития ребенка, позволяющая ускорить его интеллектуальное, речевое, эмоциональное и физическое развитие.

Студенты, обучающиеся по специальности «педагог дополнительного образования в области технического творчества»:

− Изучают понятия — образовательная робототехника, легоконструирование, определяют место робототехники в образовательном процессе.

− Знакомятся с историей создания LEGO и другими видами образовательных конструкторов, ориентированных на занятия с детьми.

− Формируют общие теоретические представления и осваивают на практике методики организации занятий по робототехнике.

Выпускники колледжа смогут работать в учреждениях как общего, так и дополнительного образования. Активное взаимодействия в подготовке этих специалистов колледж ведет с учреждениями дополнительного образования: МАУ ДО ДЮЦ «КДТ им. А.М. Кижеватова» г. Тюмени, МАУ ДО ДЮЦ «Авангард» г. Тюмени, ГАУ ДО ТО ДТиС «Пионер», общеобразовательными школами: МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 92 г. Тюмени, МАОУ СОШ № 15 г. Тюмени, МАОУ гимназия № 5 г. Тюмени.

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества)